загрузка...
Загрузка ...
 
загрузка...
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Задержки сексуального развития

Во Всесоюзном научно-методическом центре по вопросам сексопатологии сформулирована концепция нарушений психосексуального развития (дизонтогенеза). Согласно этой концепции, все расстройства становления сексуальности представляют собой частный случай нарушений индивидуального психосексуального развития организма, возникающих как в периоде внутриутробного развития, так и на протяжении всей последующей жизни человека.

Наиболее часто встречаются задержки психосексуального развития, заключающиеся в отставании сроков становления сексуальности от возраста ребенка. Выделяют три варианта задержек сексуальности. Первый связан с отставанием в половом развитии на биологической основе. Такие задержки, к примеру, бывают при врожденных нарушениях функции эндокринной системы, тяжелые расстройства которой могут вообще привести к асексуальности, то есть полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Правда, и в таких случаях возможна сексуальная адаптация: при сочетании благоприятного протекания первых двух этапов становления сексуальности с врожденным снижением порога возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм, после завершенного в адекватной обстановке полового акта на последнем этапе закрепляются сексуальные проявления.

Второй вариант — это психогенные задержки, обусловленные нарушениями в становлении психики. Они могут наблюдаться при общем отставании психического развития или проявляться самостоятельно. В подобных случаях общее созревание, включая и половое, может проходить правильно и соответствовать возрастным нормам.

Психогенные задержки сексуального развития наиболее часто обусловлены психопатиями и ненормальным развитием характера индивида по типу астении, психастении и истерии. Психопатия начинает тормозить развитие сексуальности уже на этапе формирования полоролевого поведения и максимально проявляется на самом ответственном этапе — этапе становления психосексуальных ориентации, когда на основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность человека.

Свойственные больным психопатией застенчивость, робость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений ведут у этих людей к нарушениям общения, что в сочетании с присущей им эмоциональной подвижностью способствует формированию и закреплению заместительных и суррогатных форм половой активности.

Третий вариант — социогенные задержки сексуального развития. Они могут быть вызваны неправильным половым воспитанием, когда детям из «лучших»

побуждений прививаются ошибочные взгляды на половые вопросы как на нечто порочное, грязное. Постоянный и строгий контроль за детьми, негативное отношение к физиологическим проявлениям сексуальности у ребенка и неадекватные воспитательные меры искажают этапы психосексуального развития, подчас неблагоприятно сказываясь на формировании психосексуальных ориентации.

Задержки являются одним из проявлений несвоевременного становления сексуальности. Описанные варианты редко наблюдаются изолированно. Чаще встречаются сочетанные задержки, когда запоздалое становление сексуальности обусловлено воздействием 2—3 факторов. Сложные нарушения отражают дисгармоничность полового созревания и совмещение ускоренного телесного (полового) созревания с задержкой психосексуального развития или, наоборот, преждевременное становление сексуальности с задержкой полового развития.

Задержки психосексуального развития на первых двух этапах почти не привлекают внимания, ибо проявляются всего лишь в снижении или отсутствии любопытства, связанного с полом и полоролевыми играми «в семью», «дочки-матери» и т. д. Такие игры, свойственные обычно детям 5—7 лет, в некоторых случаях переносятся на школьные годы. Все это сочетается с правильным становлением полового самосознания и формированием половой роли ребенка в остальных сферах общения, однако во всех случаях выпадает формирование навыков общения между полами. Задержки сексуального развития становятся заметными в период полового созревания, особенно тогда, когда они выпадают на этап формирования психосексуальных ориентации. В таких случаях половое влечение задерживается на платонической или эротической стадии. Фактически реализация либидо соответствует стадии, на которой произошла задержка, а фантазии и мечты — следующей стадии. Задержки преимущественно на эротической стадии становятся одним из наиболее важных звеньев механизма нарушений психосексуальных ориентации. В таких случаях мужчины больше предпочитают предсовокупи-тельные ласки, чем физическую близость, могут прекратить безболезненно попытку близости, отсутствие половой жизни в течение длительного периода переносится ими довольно легко.

В ряде случаев сочетанные задержки психосексуального развития обнаруживаются очень рано. Такие лица еще в школе испытывают определенные трудности при попытке заговорить с понравившейся девочкой, а повзрослев, сталкиваются со многими трудностями в эротическом и сексуальном общении. Отсутствие или недостаточность практических навыков, которые они не смогли получить в процессе становления сексуальности, не дают возможности правильно общаться платонически, гармонично перейти к эротическому контакту и успешно завершить все половой близостью. Все их попытки «перескочить» через платоническое общение и эротический контакт непосредственно к половому акту приводят к тому, что их поведение настораживает или отпугивает партнерш и может «устроить» только тех из них, кто в подобных ситуациях обычно не скупится на комментарии сексуальной неудачи. Даже в тех случаях, когда с помощью доброжелательной партнерши удается преодолеть трудности подготовительного периода и вступить в близость, в последующем из-за ее неполноценности чаще всего возникают нарушения коммуникации, ведущие к разрыву контактов.

загрузка...
Загрузка ...
загрузка...